ГАРДАРИКА - 99 ролевая игра по Руси IX - го века (853 г.) ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ План проведения фестиваля ГАРДАРИКА: 17 июля, сб. - Заезд 18 июля, вс. - Открытие с 18:00 - начало игры - политика, зима 853 года. 19 июля, пн. - Игра (854 г.) 20 июля, вт. - Игра (855 г.) 21 июля, ср. - Игра (856 г.) с 14:00 - 15:00 - турнир на игровом оружии. 22 июля, чт. - Игра (857 г.) 23 июля, пт. - Игра (859 г.) в 18:00 - конец игры. Сбор на большой поляне. 24 июля, сб. - Закрытие. Турнир на железе с 12:00 - 19:00 Награждения. Пир. 25 июля, вс. - Отъезд участников. Игра проводится как традиционная: 1)Ежегодная 2)Единые правила (возможны дополнения). 3)Начинаясь с 853 года(зимы) игра идет 5 игровых лет (5 дней), и закан- чивается в 859 году. "Гардарика-2000" начинается с зимы 859-го года (с сохранением всех достижений команд: казна, вооружение, территориальные приобретения). Команды, взявшие на себя роль отдельных народов, игроки, выбравшие на- циональность своих персонажей не должны меняться в ходе игры и в последую- щих играх. Старайтесь брать как командную, так и личную роль всерьез и на- долго. Команды и отдельные персонажи, самостоятельно сменившие имидж, бу- дут выводится из игры для корректировки имиджа. ОРГВЗНОС - 20 р. с команды - тратится на распечатку правил, пособий, на их рассылку и на прочие орг.вопросы. Ситуация на начало игры: .................. Мастерами будут всячески поощряться красивый отыгрыш ролей, обрядов, любое творчество игроков в рамках игровой местности и эпохи. Игра чисто историческая. Никаких магических существ и колдунов вообще нет. Но отыг- рыш мировозрения тех времен(т.е. представлений о русалках, леших, дурном глазе и др.) мастерами будет всячески приветствоваться. Игровой прикид - пропуск на игру. Не имеющие прикида в игре участво- вать не могут. Есть возможность брать игровой прикид у оргкомитета в про- кат. МАСТЕРА: Удача (Купченков Андрей) Свавельд (Сытин Вадим) Хавард (Быков Александр) Доблагор (Польгов Александр) Венцеслав (Петров Алексей) Мастера, по мере возможности, играют. Если мастер в шлеме - он обыч- ный участник игры. Если без шлема - он мастерит. Начальник СМ и кабатчик имеют на территории своих департаментов полно- мочия мастера. (Кабатчик, например, может отслеживать игру в кабаке, а на- чальник СМ - заполнять выходящим из мертвятника удостоверения игрока). ПОСРЕДНИКИ: Это игроки, которым мастер перепоручает часть своих полномочий. Пос- редников назначают мастера, по одному на каждую команду. Главные требова- ния к посредникам - честность, четкое разделение игровой и не игровой ин- формации, доскональное знание правил. Отметка о том, что данный игрок является посредником, ставится в удос- товерении игрока. Посредник имеет право спросить и посмотреть удостовере- ние любого игрока, его сертификаты на оружие, доспехи, любые другие игро- вые документы. Посредник может проверить, сколько чипов товара переносит игрок и т.д. Но пользоваться по игрое полученной информацией и разглашать ее кому-то кроме мастеров и других посредников он, естественно, не может. В случае отсутствия мастера, голос посредника является решающим при воз- никновении споров по поводу правил. За нарушение правил игроками команды отвечают не только сами нарушители, но и вся их команда. За подыгрывание своей команде и нерадивое выполнение своих обязанностей посредник может быть лишен своего статуса и превращен в обычного игрока. Итак, нарушая правила, вы подводите не только себя, но и всех своих товарищей, так что стоит сто раз подумать. А если вы не уверены в том, что задуманное вами действие допустимо на игре - спросите посредника или мастера - вам объяс- нят. Рекомендуется славянам (хотя бы князю, волхву, боярину) знать первую часть "Русской правды", свод законов обычного права. Рекомендуется скандинавам почитать исланские саги. ГНЕЗДОВО - город купцов. Рядом же находится мастерятник, кабак, страна мертвых. Гнездово - мастерский город - штурмовать его и воевать с ним нельзя. КАБАК. Любой игрок может купить игровые деньги - ДИРХЕМЫ - у мастеров, по курсу 5 рублей за дирхем. В кабаке все товары продаются только за игровые деньги. Все выпущенные в игру дирхемы обеспечены товаром (еда, курево, вы- пивка), по ценам, эквивалентным розничным ценам в Пензе на момент игры. Дирхемы можно купить в кабаке, в любом количестве, в любой момент игры. Дирхемы - игровая ценность. Рубли и прочие реальные деньги игровой ценнос- тью не являются. Кабак, это место торговли, переговоров, интриг... Все товары, продаю- щиеся мастерами в Гнездово, продаются именно в кабаке. Общий принцип та- ков - реальные товары в кабаке - только за дирхемы. Чипы, сертификаты, ко- ровы, бараны и прочие игровые бумажки меняются на такие же игровые бумаж- ки, но если игрок желает, он может купить их и за дирхемы. За облом игры (как-то - выход из имиджа, применение неигровых слов и понятий) - ударенный кабацкой кружкой игрок становится на час рабом каба- ка - колоть дрова, носить воду и др. О Б Щ И Е П О Л О Ж Е Н И Я Если какое-либо событие, происшедшее на игре, произошло в нарушение правил, или признано таковым, то и все игровые последствия этого события считаются не происходившими. После начала игры в не игровом статусе учас- тник находится только если он идет в туалет или идет за водой к колодцу. Во всех других ситуациях участник игры находится в игровом статусе, и ес- ли он пошел за дровами, заблудился, заснул, просто пьян и т.п. - все пос- ледствия - по игре, безо всяких скидок. УДОСТОВЕРЕНИЕ ИГРОКА выдается каждому игроку. В удостоверении указаны: N удостоверения, ФИО игрока, его текущий игровой статус (игровое имя, нац. принадлежность(какое племя, род по игре), родословная(если она есть), его социальный статус, знания и умения (если есть), отметка о сданном за теку- щий цикл обеспечении. При смене социального статуса, приобретении дополни- тельных умений, при попадании в СМ, при выходе из СМ об изменениях в ста- тусе игрока делается соответствующая отметка. Изменения и дополнения в удостоверение игрока может вносить только мастер или хозяин СМ. Пока идет игра - удостоверение должно находиться при игроке. Оно должно предъяв- ляться по первому требованию мастерам и посредникам. Простой игрок не имеет права требовать удостоверения от другого игрока. Единственное исклю- чение: если игрок убит, он может и должен проверить, у тех, кто его уби- вал - есть ли в их удостоверении отметка о сданном за текущий цикл обеспе- чении. Удостоверение игровой ценностью не является. Прочие "документы" игрока - сертификаты на оружие, доспех - выдаются мастерами при "покупке" у них оружия, доспеха. Никто кроме мастеров не мо- жет выдавать сертификаты и вносить в них исправления. Сертификат является игровой ценностью.(См.эконом) ИГРОВЫЕ ЦЕННОСТИ: Это ТОВАРЫ(чипы), игровые деньги, сертификаты, дого- воры и др. игровые бумаги, "другие военные приспособления", коровы, овцы. ИГРОВЫЕ ЦЕННОСТИ НЕ МОГУТ БЫТЬ СПРЯТАНЫ НИКУДА КРОМЕ ПОЯСА ИГРОКА (в пояс- ной кошелек, сверток или просто так заткнуты за пояс.) Тайники запрещены. Утаивание игровых ценностей карается штрафами и увеличением срока отсидки в СМ, а систематическое утаивание, как и любой другой злостный облом игры - болезнями и даже удалением с игры. Палатка - неигровая территория. В ней нельзя прятать игровые ценности. ( Если вы, все-таки, случайно, спрятали игровую ценность в палатке, то должны по первому требованию ее предъявить). Спрятанные и не предьявленные по первому требованию игровые ценности, как минимум изымаются из игры, а как максимум, изымаются из иг- ры вместе с утаившими их игроками. ТРОФЕИ И ГРАБЕЖ : Все игровые ценности можно взять, как трофеи. Лич- ное оружие и доспех игровой ценностью не являются. Забирать личное оружие можно только у взятых в плен (чтобы предотвратить их побег). Но сразу же по "смерти" или освобождению игрока его оружие должно быть возвращено ему или в кабак, где хозяин сможет его найти. Все оружие, которое будет применяться в игре должно пройти контроль у мастера по оружию (и на него клеится специальная бирка "допущено"). На все оружие, кроме ножей, копий, луков, самострелов должна быть наклеена спе- циальная бирка - "отковано", а на оружиеснимающее 2 хита, должна быть нак- лееа бирка "отковано - 2 хита". Металлический доспех, шлем можно носить, только если на него есть сертификат. Получение сертификата, наклеивание бирки "отковано" отыгрывает приобретение, изготовление этого оружия, дос- пеха. Не откованный доспех, оружие, в игре участвовать не может. Мастера снимают с доспеха, оружия убитых бирки "отковано", сертификаты Все метательное оружие проверяется на владельце с расстояния, равного половине эффективной дальности. При возникновении спорных вопросов игро- вое оружие может быть проверено на хозяине(без доспехов). НОЧЬЮ (с 21ч. до 6ч.утра) убирается стрелковое оружие (кроме луков, самострелов и стрел со специальными удостоверениями). В ночное время раз- решены диверсии и драки на дорогах. В диверсии может участвовать не более 2-х человек. БЕЛАЯ ЛЕНТОЧКА: на голове - убитый, на руке, выше локтя - тяжелоранен- ный, на запястье - легкораненный. Ленточки у всех свои. Игрок обязан одеть ленточку сразу при перемене статуса (снять ее при полном выздоровлении). СТРАНА МЕРТВЫХ: Убитый ни с кем, кроме мастеров, не разговаривает (допустим лишь раз- говор на предмет выяснения кто и чем его убил (посмотреть удостоверение игрока, сертификаты, бирки на оружие, доспехи). Выяснив подробности своей смерти игрок идет в страну мертвых. Срок отсидки 4 часа. Срок отсидки счи- тается с момента регистрации в стране мертвых. Убитые привлекаются к хоз- работам, для выполнения мастерских поручений или выпускаются зверями (см.Экономика, охота). "Замужняя" женщина (отыгранная при мастере свадьба) может рожать 1 "дите" в день, т.е. умерший сидит в СМ только 1 час, а по- том возрождается этим самым дитем. Хорошо отыгранная тризна сокращает вре- мя пребывания отпетого в СМ. Возродившемуся из СМ в удостоверении игрока ставится отметка о сдан- ном за текущий цикл обеспечении. Если до окончания цикла остается менее получаса, возрождающийся из СМ может, по желанию, задержаться там до нача- ла нового цикла. Игрок возрождается в кабаке или в своей старой команде. Умерший возрождается своим родственником (сын, брат, племянник и др.) со всеми вытекающими игровыми последствиями. Игрок возрождается из СМ доспе- хов и оружия, требующего железных чипов. Возродившийся из СМ игрок забывает всю игровую информацию, все знания и умения, полученные ранее. Информация, полученная игроком, когда он был в статусе трупа не может применяться в игре. ЯЗЫКОВОЙ БАРЬЕР На игре существуют языковые группы: Славянская, Хазарская, Скандинав- ская, Греческая, Фино-Угорская. Если нет соответствующей записи в сертифи- кате игрока, то игрок может понимать без толмача только представителей своей языковой группы. Научиться говорить на каком-либо языке кроме родного может любой иг- рок, пожив в иноязычной среде(в чужом лагере), более 3-х часов подряд. Научившийся новому языку игрок должен поставить в известность об этом мас- тера, и получить соответствующую пометку в свой сертификат игрока. Игрок, своевременно (сразу по окончании обучения) не позаботившийся об этом, счи- тается не сумевшим изучить иностранный язык. Толмачем может быть любой игрок, "умеющий говорить" на необходимых для переговоров языках. Передача игровой информации между иноязычными без тол- мача - объясняются знаками. Толмач ходит от одной группы к другой и таким образом передает сообще- ния, перефразируя их на свой лад. Искажать при этом смысл сообщений или нет - его личное дело. Беседа между толмачем и любой из сторон ведется ше- потом, так, чтобы не слышала другая сторона. Кроме языковых групп на игре могут существовать и диалекты. Любая ко- манда(будь то славянское племя или банда скандинавов, хазар) может выдумы- вать и применять свои(известные этой группе) словечки, или использовать любой уже существующий язык. Таким образом будет очень удобно "по жизни" переговариваться о чем-то своем, находясь среди чужих, что создает допол- нительные преимущества для согласованных действий. Изучение диалектов не отыгрывается - изучайте из "по жизни". Б О Е В Ы Е П Р А В И Л А ОРУЖИЕ: Материал - дерево, дюраль, резина. На игру принимается только оружие, доспех, соответствующий эпохе. Оружие должно быть безопасным: Не иметь острых граней, заусениц и торча- щих гвоздей. Острия должны быть скругленные, толщина рубящей кромки не ме- нее 1 см. Вес оружия не более 1 кг. Щиты без колющих и режущих фрагментов. Меч(каролинг), дамасская сабля(с красным темляком), Бродакс, секира (длинна - выше пояса хозяина) - снимают 2 хита. Скрамасакс, ножи, копья, сабли, палаши, топоры снимают 1 хит. Кистень - снимает 1 хит. Боевая часть кистеня - тщательно смягченная. Лук - натяжение не более 5 кг. Самострел - длинна не менее длинны руки. Натяжение не более 5 кг. Дротик (сулица) - длинна 1,5 м. Толщина 1,5 - 2 см. Снимает 1 хит. Должен быть максимально безопасный наконечник. Стрелы: Должны быть оперены, тщательно смягчены и обладать соответствую- щей аэродинамикой. Стрелы снимают 3 хита. (чем безопаснее с точки зре- ния травматизма будут ваши стрелы и лук, тем больше вероятность, что мастер по оружию выдаст вам специальное удостоверение, дающее право ис- пользовать этот лук и эти стрелы в темное время суток!) Самострельные стрелы из дерева, как для лука, или скрученные из плотной бумаги, с пластилиновым наконечником. ЗОНА ПОРАЖЕНИЯ: Руки выше локтей, корпус и ноги выше колен, за исключением коленных и локтевых суставов. За удар (попадание) в голову, пах ударивший погибает. Захвативший клинок рукой теряет хит. Кроме того, рубящий удар скрамасак- сом, мечем, топором, бродексом, секирой, саблей, палашом по руке, попав- ший между кистью и локтем (т.е. по зоне, обычно закрываемой наручем), при отсутствии наруча "отрубает" руку. Отрубленная рука приравнивается к тяже- лому ранению не зависимо от оставшихся хитов. Использование "отрубленной" руки в бою или любых других игровых действиях запрещено. Даже если покале- ченный вылечивается, рука снова не отрастает. Удар засчитывается, если он нанесен рабочей частью оружия в поражае- мую зону; Удар ножом засчитывается только в случае попадания в незащищен- ную железным доспехом поражаемую зону; "Швейная машинка" (серия быстрых ударов без замаха или отвода оружия) засчитывается как одно попадание; Ру- бящие удары копьем, колящие удары топором, булавой не засчитываются. РАСХИТОВКА Все игроки имеют по 1 родному хиту. Дополнительные хиты дает ношение стеганки, подтвержденного сертификатом(см.экономику) доспеха, шлема. (от- метка о хитах делается в удостоверении игрока) Дополнительные хиты дают: Шлем - 1 хит. Доспех - стеганка, куяк - 1 хит. - кольчуга, панцырь - 2 хита. За качество изготовления мастер по оружию может премировать некоторые доспехи и шлемы дополнительными хитами. Стеганка не сертифицируется. Наручи и перчатки дополнительных хитов не дают, но это не повод, чтобы их не надевать: Если игрока угораздит участвовать в сражении без перчаток и наручей, то ни противники ни мастера никакой ответственности за его раз- битые руки не несут. Ношение доспеха(кроме стеганки), шлема без соответствующего сертифика- та ЗАПРЕЩЕНО! Ношение оружия, снимающего 2 хита без соответствующего сертификата ЗАПРЕЩЕНО! Если у игрока имеется сертификат на ношение доспеха, но самого доспеха нет, то этот сертификат является предметом мены,торговли, но ника- ких дополнительных хитов своему хозяину не дает. По окончании боя или в паузах(каковые по ходу боя могут объявлять мас- тера) убитые сдают мастеру все свои сертификаты, бирки "отковано", на ору- жие, шлемы, доспехи. ТЯЖЕЛОРАНЕНЫЙ - тот, у кого не осталось хитов. В течении получаса он должен вылечиться, иначе он погибает. Самостоятельно тяжелораненый не пе- редвигается. Один живой может перенести только одного тяжелораненого. Излеченный от тяжелого ранения на полчаса становится лекораненым. ЛЕГКОРАНЕНЫЙ считается выздоровевшим, но может сражаться только защищая свою крепость, деревню. Легкораненным человек остается в течении получаса, а потом выздоравливает окончательно. Легкораненый не в силах ездить на ко- не, носить шлем и железный доспех. Хиты, снятые с игрока, восстанавливаются через час после его прихода в свою крепость (поселение). Если с игрока снята часть хитов, которые да- вал ему доспех, шлем, то эти хиты восстанавливаются при наличии в крепос- ти (поселении) кузнеца (доспех, шлем чинятся). В НЕБОЕВОЙ ОБСТАНОВКЕ: ОГЛУШЕНИЕ - удар небоевой частью оружия (плос- кость меча, древко, рукоять ножа, обух топора...) по плечу и предупрежде- ние вслух: "оглушаю". Шлем НЕ спасает. Оглушенный ничего не может делать 2 минуты (он без сознания).КУЛУАРКА - имитация перерезания горла. Исход - смерть, независимо от хитов. Спасает бармица(если перерезающий полоснул по бармице, а не по горлу). Для ПЛЕНЕНИЯ нужно обезоружить человека и завязать веревку у него на руке или на ноге. Если человек завладеет мечем, ножом, другим клинковым оружием то он может,"разрезав" веревку, бежать. Пленный привлекается к ра- ботам. За отказ - лишается пищи. Пленного можно "пытать" и "казнить". ПЫТКИ: Порка - 20 отжиманий, Дыба - висеть 1 мин. на турнике. Пытать можно 5 раз, перерыв между пытками - 5 мин. После 5 пыток человек поги- бает. Если человек "не выдержал пытки" (не смог отвисеть, отжаться) - то он "колется" (честно рассказывает обо всем, о чем спросят). По согласова- нию с мастерами игроки могут придумывать свои игровые пытки и казни. ДРУГИЕ ВОЕННЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: ЛЕСТНИЦЫ, ВЕРЕВКИ - достаточные, чтоб залезть на стену по жизни. ТАРАН - длина не менее 3 м. диаметр 20 см. переносят не менее 4-х ч-к. КАМЕНЬ - полиэтиленовый пакет с листьями, травой и т.п. Если бросается со стены отвесно вниз - при попадании в корпус, голову снимает 2 хита. Эти камни можно отбивать щитом и оружием. КАТАПУЛЬТА - стреляет "камнями". Выстрел из нее(если он попал в цель) приравнивается к 2 ударам тарана. СНАРЯДЫ катапульты убивают сразу насмерть - даже при попадании в щит или в край плаща. Попадание рикошетом равнозначно прямому попаданию. НА НАЧАЛО игры катапульту имеют Византийцы. Катапульты могут быть куплены только в Гнездове. Если вы сделали свою, извольте отыграть ее покупку. Дирхемы (или соответствующий им по цене игровой товар) выплачиваются мас- теру, и с этого момента "заказавший" может пользоваться купленным оружием. Чтобы ПЕРЕНЕСТИ катапульту надо 4 человека(несут по жизни). КРЕПОСТИ И ПРОЧИЕ ПОСТРОЙКИ КРЕПОСТЬ должна иметь ворота, шириной не менее 1,5 м, и участок штур- мовой стены длиной не менее 4 м. Высота штурмовой стены не менее 1,5 м. Остальные стены должны быть обозначены (остальные стены - не штурмовые). ВЫНОСЯТ: Створчатые ворота - 40 ударов тарана; Подъемный мост - 30 ударов тарана; Калитка, решетка - 20 ударов тарана. ШТУРМ стен ведется по жизни. Штурм лестницами ведется только с по- мощью короткого оружия (без копий). Нестрелковое оружие "не достает" до башен (исключение - со стен, примыкающих к башням) и "не достает" через ров (исключение - если ров засыпан фашинами или перекрыт мостками). Упав- ший в ров - убит. Если игроки пытались, в нарушение правил, использовать "другие военные приспособления" меньшим числом народа, чем это описано в правилах - все нарушители надорвались и умерли. Пример - втроем били тара- ном в ворота(надо вчетвером) - все трое в СМ. Если игрок прыгает, падает вниз со стены, запрещается подставлять на пути его падения пики мечи и прочее, на что он может напороться - Дайте ему долететь до земли, а уж потом сражайтесь. Нарушитель сего считается убитым, также, как и попавший оружием в голову, пах. ПОДЗЕМНЫЙ ХОД в крепости один на всю игру. Если ход разрушен - восста- новить нельзя. Вход в крепости и вход снаружи, не далее чем в 100 шагах отстены) обязательно обозначать. Обозначаются входы отчетливо различимой прямоугольной фигурой. Чтоб выйти из крепости, надо входа в крепости. За- тем "по подземному ходу" можно идти в любую сторону, но не далее, чем на 100 шагов от крепости. Чтоб снаружи войти в крепость надо наступить в пря- моугольник входа снаружи, а затем пройти "по подземному ходу" до входа в крепости, наступить в него - и вы в крепости. (Если вы нашли вход снаружи, и вошли в него, то уж наверное, "идя по ходу" выйдете в крепость - мастер покажет вам где.) Хождение через стены ЗАПРЕЩЕНО. Прошел через стену - умер. СЖЕЧЬ можно: захваченную крепость: В башнях и вдоль стен, ИЗНУТРИ, ус- танавливаются обозначающие огонь красные тряпочки. 1 минуту орать - "ПОЖАР!" Так же точно можно сжечь и деревню. Палатки тоже можно "поджечь" - Люди, оказавшиеся в "сгоревшей" палатке умирают, если не вылезут через две минуты, после "возгорания". Горящие, но еще не сгоревшие структуры можно ТУШИТЬ - сбросить на землю красную тряпочку и затаптывать ее считая до десяти. ВОССАНАВЛИВАЮТСЯ: ворота - за 30 минут. Крепость, деревня - за 1 час. Восстановление начинается с момента прихода в крепость, деревню гарнизона (не менее 3-х человек). ЭКОНОМИКА 1 сутки = 1 году. В году 4 сезона: с 3:00 по 9:00 - весна, с 9:00 по 15:00 - лето с 15:00 по 21:00 - осень, с 21:00 по 3:00 - зима. В сутках 2 игровых цикла: С 3:00 до 15:00 (весна, лето) с 15:00 до 3:00 (осень, зима) ТОВАРЫ(чипы) могут хранится только в хранилищах (Хранилище должно быть оборудовано и обозначено (а не спрятано) в каждом городе, деревне. В горо- де может быть не одно, а несколько хранилищ.) Товары, по окончании цикла находящиеся вне хранилища, считаются сгнившими. Человек может переносить с места на место не более 6 чипов. Человек может перегонять, пасти не более 10 штук скотины(корова, овца). При переносе ее-же (скотины) в "дохлом" ви- де, она считается, как 2 чипа. Внутри каждого поля,деревни,города висит мастерский бланк, имеющий вид: ДЕРЕВНЯ "Малые гадюки"‹ Хозяин ‹ Время записи. ‹ Подпись ‹ (город, поле)њњњњњњњњњњќњњњњњњњњњњњњќњњњњњњњњњњњњњњњњњќњњзаписавшегоњњЊ ‹игровое имя ‹ (точное) и дата ‹ ‹ ‹ ‹ ‹ ‹ ‹ далее заполняется здесь(не реже раза в цикл) ‹ Каждый раз при смене владельца деревни(города), но не реже, чем раз в игровой цикл, на бланке должна появляться новая запись. При утере бланка немедленно обратитесь к мастеру по экономике. Если деревня, город были сожжены, об этом тоже делается запись в бланке (см. СЖИГАТЬ). Любой город имеет право вести ЛЕТОПИСЬ. Как это делать будет расска- зано тем, кто изъявит желание быть летописцем. ДЕРЕВНЯ - основной источник жизни. Деревень у команды не может быть больше, чем крестьян в команде. Если на момент прихода мастера по экономике деревень больше, чем крестьян - са- мые отдаленные из них "приходят в запустение" - все,что там(в деревне) бы- ло из игровых ценностей - пропадает. Как только крестьяне на эту деревню найдутся, деревня восстанавливается, но в ней ничего уже нет. КАК СНИСКАТЬ СЕБЕ ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ: ОХОТА: Производится на зверей - игроки выпускаются из СМ зверями. Звери с людьми не разговаривают. Медведь может задрать бесхозно пасу- щихся овец, коров; кабан - устроить потраву на полях(урожайность упадет). Первыми звери на людей не нападают. Исключение - зимой (с 21:00 до 3:00) медведи-шатуны. Никаких игровых ценностей(кроме собственных чипов) зверь носить не может. А если кто выйдет на охоту в доспехах - все звери от этого болвана сбежали. Медведь: 2 хита, снимает 1 хит ударом руки, убитый дает 1 чип мяса, 1 чип меха(Чипы выдаются зверю при выходе из СМ) Кабан : 2 хита, два кинжала - клыки, снимают по хиту. убитый дает 2 чипа мяса. Кого кем выпускать решает жребий: выпало 4,5,6 - медведь, 1,3,4 - кабан. РЫБОЛОВСТВО: Имитация рыболовного инвентаря устанавливается в порту, где отыгрывается рыболовство. Дает от 1 до 6 чипов рыбы в цикл. (для выясне- ния в присутствии мастера бросается игральная кость) СКОТОВОДСТВО: Изначально у каждого крестьянина есть: 2 коровы, 4 овцы. Корова дает 1 чип молока каждый цикл (молоко не хранится). Весной каждые две коровы дают приплод - еще одну корову, количество овец удваивается. Если скотину на протяжении цикла некому или негде пасти, то она пропадает. Лишних можно забить или продать. Овца, корова это деревянная чурочка с прикрепленным к ней чипом овцы, коровы. Необходимо отыгрывать выпас, перегон с места на место скота. Уби- тая (чип оторван от чурки) овца равна 1 чипу мяса и 1 чипу меха, корова - 2 чипам мяса. Вокруг одной деревни не может прокормиться более 10 голов скота. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ: ПОЛЕ - расчищенный и огороженный участок земли размером 2 на 2 метра. Весной поле может быть ЗАСЕЯНО - на посев 1 поля употребляется 1 чип зерна. Этот чипы сдается мастеру по экономике, и мастер делает соответ- ствующую пометку на бланке поля(деревни). Осенью урожай: север.............. 6 чипов зерна с поля. средняя полоса..... 8 чипов зерна с поля. юг ................ 10 чипов зерна с поля. Один крестьянин не может иметь более 1 поля. Раз в год на каждое поле, которое собираются обрабатывать, крестьяне должны сдавать мастеру по экономике 1 чип железных сельхоз инструментов (их может изготовлять любой кузнец из рассчета 1 чип железа на 1 чип же- лезных инструментов). Это отигрывает починку сломанного с-х инвентаря. Не починены инструменты - при тех же затратах - урожай вдвое ниже. Бардак или некачественно отыгранное поле, пахота и посев на нем, будут расцениваться как потрава, и соответственное снижение урожая. Так же на снижение урожая могут повлиять потравы в период весна-осень. Потраву на поле, оставленном без присмотра, может устроить человек либо кабан (для этого надо потоптаться, считая вслух до десяти, по полю, и принести бланк поля мастеру по экономике - мастер отметит потраву). КУЗНЕЦ У кузнеца должна быть кузница: молот, наковальня, горн(очаг). Кузнец добывает железо - не более 5 чипов в цикл. Если кузнецу помо- гал ученик, вместе они добудут вдвое больше. Кузнец может делать холодное оружие, снимающее 1 хит, бродаксы, секиры, может чинить доспехи, шлемы. Кузнец также может производить сельхоз инструменты из рассчета 1 чип желе- за на 1 с-х инструмент. За цикл он может пререковать в изделия не более, чем 10 чипов железа. "Чипы железа" расходуются из рассчета 1 чип железа на 1 хит, снимаемый оружием или на 1 хит восстанавливаемой защиты. О Б Е С П Е Ч Е Н И Е: За любого играющего раз в цикл мастеру по экономике должно быть сдано ОБЕСПЕЧЕНИЕ (о чем в сертификате играющего делается соответствующая отмет- ка). Если у игрока нет отметки о сданном обеспечении за текущий цикл, он считается умершим. Обеспечение состоит из еды, меха и соли. Необходимо сдавать за игрока в цикл 2 чипа еды (не сдал - игрок может умереть с голода), причем, еда должна быть разной (например, хлеб и моло- ко, рыба и мясо, мясо и хлеб...)(иначе игрок может умереть от цинги), кро- ме того, необходимо сдавать раз в день 1 чип меха(овечьего или от диких животных)(иначе зимой игрок может замерзнуть), кроме того, игроку необхо- димо раз в день сдавать 1 чип соли, иначе к нему привяжется еще какая-ни- будь хворь. Соль добывается в двух местах - Херсонес, на юге, и Колобжег, на балтике УЧЕБА Кузнец,волхв,знахарь,толмач: Если у игрока в сертификате нет записи об обладании указанной специальностью, то он не может осуществлять соответ- ствующую деятельность. Но он может научится: ОБУЧЕНИЕ - желающий получить специальность приходит к специалисту по игре, и договаривается с ним об обучении. Обучение продолжается на протя- жении не менее чем 1 цикла (12 часов). На протяжении обучения ученик нахо- дится в подчинении учителя и помогает ему по работе. По истечении этого срока они обращются к мастеру. Началом обучения считается момент, когда учитель сообщил мастеру о начале обучения ученика. Мастером кидается игральная кость: Если обучение было успешным, то ученику в сертификат записывается соответствующая специальность. Не успеш- ным - он может, по желанию, продолжить обучение и попытать счастье еще че- рез 12 часов. При каждой повторной попытке вероятность успешного обучения увеличивается. СОСЛОВНОЕ ДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА КНЯЗЬ - должен иметь дружину (не менее 2-х человек). Князь должен иметь шлем, доспех(минимум 2-х хитовый) меч(каролинг) или саблю(дамасскую), про- чее оружие, одежду желательно побогаче. Желательно украшения (шейные грив- ны, браслеты и т.п.). БОЯРИН - должен иметь шлем, доспех(минимум 2-х хитовый) меч(каролинг) или саблю(дамасскую), прочее оружие, одежду желательно побогаче. ДРУЖИННИК - должен иметь шлем, доспех(можно и однохитовый). Должен иметь, кроме ножа, не менее 2-х других видов оружия. ТИУН приравнивается к дружиннику. Представитель военного сословия (князь, боярин, дружинник) не может за- ниматься "черной работой". Его дело - война. Может охотится и торговать. НА НАЧАЛО ИГРЫ: В команде могут быть: князь, боярин, 3 дружинника (1 из них - тиун), кузнец, волхв и крестьяне. Но на 1 воина должно приходится не менее 2-х работающих (не воинов). Князь, боярин, дружинник имеют перечисленное выше оружие, шлема, доспехи. Кузнец на начало игры может иметь шлем, 2 вида оружия; Крестьянин может иметь из оружия только топор, кпье. Служитель культа оружия, кроме ножа, не имеет. Ножи, копья, щиты, луки и самоcтрелы могут быть у любого персонажа. КУЛЬТЫ, ОБРЯДЫ СЛУЖИТЕЛИ КУЛЬТА должны быть у каждого племени, города. Если служителя культа в команде нет, его функции может выполнять другой игрок, если он обладает таким умением. Служение выбранному культу должно отыгрываться не только в обрядах, но и во всей игровой жизни. Восточно славянские волхвы служат Триглаву в лице Сварога, Перуна и Велеса. В Хазарии распространены Иудаизм, Мусульманство. В Византии - Христианство. ОБРЯДЫ проводятся в соответствии с религией служителя культа. Ее дей- ственность зависит исключительно от качества проведения обряда. При отыг- рыше обряда желательно присутствие хотя бы одного мастера. СВАДЬБА - если отыграна свадьба, то, пока живы муж и жена, раз в игро- вой год, у них рождается ребенок(человек выходит из СМ после часа отсидки, а не после четырех, как обычно). Если свадьба отыграна очень хорошо, то рождается двойня. ТРИЗНА - хорошо отыгранная тризна - убитый меньше сидит в СМ. Если волхв просто ХОРОШО ПРОВОДИТ ОБРЯД, молится своим богам, прося их о чем-то, то эта просьба может и исполнится(на усмотрение мастеров). БОЛЕЗНИ: ПРОСТУДА. Возникает у игрока за использование в игровые моменты неигро- вых выражений, хождение без игрового прикида, а также, если игрок не "за- пасся мехом на зиму", но выжил. Лечится она чаем с малиной. Если ее не ле- чить, то на протяжении получаса больной становится тяжелораненым. ЧУМА возникает, если в лагере или его окрестностях неприбранная мертве- чина. (более 3-х часов с момента массового падежа скота, побоища людей, а захоронение трупов не проведено). Чума может возникнуть и в случае беспо- рядка в лагере "по жизни". Каждые полчаса от чумы умирает каждый третий из населения лагеря. Усиленное моление и ликвидация антисанитарии - чума мо- жет и отступить. Каждый второй из покинувших чумное место до ликвидации эпидемии становится инфицированным переносчиком чумы, и умирает через пол- часа! ОТРАВЛЕНИЕ - единственный яд на игре - лимонная кислота. Убивает за 5 минут, если не применить противоядие - чай с мятой. ТЯЖЕЛОЕ РАНЕНИЕ - если не вылечивается в течении 30 минут - смерть. Ле- чение - снять с человека его доспехи, шлем; на плече повязывается белая повязка; напоить раненого 1 стаканом мятного чая. Через полчаса после на- чала лечения игрок становится легкораненым(белая повязка на запястье). Еще через полчаса он здоров. Если тяжелораненого не вылечили в течении 30 ми- нут - умер. ЛЕКАРЕМ может быть не только служитель культа(волхв, священник, раввин), но и знахари и др. (надо знать заговоры, лечебные травы). СОБЫТИЯ, ПРОИСХОДИВШИЕ НА ГАРДАРИКЕ-98 КИЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ ГЕСТ В лето 851 от рождества христова пришел в Киев гостем варяг Гест, вельми косноязычен и зело пьян. Говорил по варяжски весьма непонятно. По руски же знал: "Я был Гардарика. Я знать словенски..." Княгиня киевская страдала в ту пору тяжким недугом. Был в Киеве разброд и безвластие. И раздавал Гест в Киеве милости, как князь, и хозяйничал надо всем. В тот год дружины Торбина Торсвита и Сигурда ходили на рать вместе. И придя хотели Киев воевать. Киевляне же отвадили их, говоря - "Мы зело бед- ны и неоружны. Не будет вам здесь ни добычи ни чести. Но в Хазарии сребра много и злата." И пошли варяги к Хазарской земле, и часть полян киевских с ними. Хазары же в ту пору обложили данью полян и прочих славянских племен. Но как ходили за данью, так ни с чем и вернулись. Увидев же весьма сильную рать у себя под стенами, хазары затворились в Саркеле, именуемом еще Бе- лой Вежей. Варяги же зорить земель их не стали, желая лишь серебра. Но стены были весьма мощны и никому не дал бог победы. Тогда, побивши много хазар и потеряв немало своих, ушли варяги ни с чем. О КНЯЗЕ ГЛЕБЕ. Поляне же, вернувшись с похода, стали судить да рядить, как им Киевом далее володеть, и решили избрать себе князя, бо на княгиню Ольгу нет уж надежи в том, чтобы землю свою оборонить. Выбрали же они меж себя дружин- ника Глеба и подняли его князем на щит, и единодушно присягнули ему. А после пошел тот князь с малой дружиной к хазарам. И не о дани уже с хаза- рами была речь, а о мире, как равные с равными. После же Глеб пошел к древлянам за данью. И одарили древляне дружину его подарки многия, и рас- стались они в согласии и мире. ЭСТЕЙН ДЕВЧУШКА Был сей воин датского роду, лицом аки девица пригож, но душой чистый волк. Прибыл он гостем в Ладогу. И был в те поры в Ладоге велик пир. Яро- полк, князь ладожский веселился с тиуном своим Гестом, что вернулся с по- хода на хазар, и со всей своею дружиной. И пришелся Эстейну по сердцу ви- кинг Гест, и стали они друзьями. Но раздался тут крик - "Тиуна бьют" - было то лишь молодецкой потехой, но Эстейн, захмелев от зелена вина, решил, что бьют и взаправду. Пошел же он к князю ладоги Ярополку, и попросил - дай мне нож. Князь подарил ему нож, не видя в том подвоха. Эстейн же учинил свирепство - крестьянин ла- дожский, попавшийся ему под руку был тут же казнен - усек ему Эстейн нос, губы и уши, затем мужское начало, а после и вовсе ослепил. А помогал ему в том свирепстве сигурдов викинг Свейн. Харальд же был боярин ладожский. Услышав, про бесчинство варяжских гостей, Харальд, возмущенный, кинулся к ним, но Эстейн приставил ему к горлу нож. И тем спасся он в Ладоге от расправы, угрожая зарезать боярина ножем, вышел прочь из ворот, и пустился на юг. Проходя же по земле Криви- чей, Эстейн подарил им боярина, бо заложник тот уже был ему в тягость. Кривичи же, боясь Ярополкова гнева, с почетом встретили боярина, и в Ладо- гу его проводили обратно. "Нужны ли Киеву воины?" - спросил Эстейн, на что ответили ему там - "Оставайся. Князь рассудит." Князем в Киеве был в ту пору Глеб. К Эстейну отнесся он благосклонно, дав ему пищу и кров. И житье киевское было Эстей- ну любо. Принят он был в дружину, и пировал в княжьих палатах. И решил Эстейн посвататься к боярыне Светлане. Заслал он сватов. Боярыня же ус- троила Эстейну испытание огнем, мечем и кровью. Пройдяху же те испытания, волхв благословил их. И хотели весной уж справить свадьбу, но подошли к Киеву, презрев прошлый договор, орды хазар. Яростной была сеча. И хазары ворвались за стены. Вместе с дружиной и князем бился Эстейн. Его, и тиуна киевского Ратибора подняли хазары на копья, взяв последний оплот Киева - главную башню. И стоял в Киеве велик плач по воинам и убитому князю. Сильней же все- го убивалась невеста Эстейна - Светлана. О РАЗОРЕНИИ ЛАДОГИ В год 852 прииде в Ладогу великая рать. Бысть там дружины варягов, ха- зар, тако ж полян и прочих. А прииде они без верховного начала, каждые са- ми собой, не за чем, а токмо ради разбоя, бо полнилась земля слухом о бо- гатстве словен. И исполчилась Ладога к бою. Но князь Ярополк, боясь, что не одолеть им той силы великой, сказал - пустить их в замок - то наши друзья. Как можно было случится такому неразумению - бо пришли они оружно и людно, и ежели б заради союзного похода еще куда - то куда ж дальше Ладоги итти... Был на князя в Ладоге ропот - Рядили - пускать ли - нет. Но тиун Гест стоял на воротах. Был тот Гест зело алчен до варяжских посулов, бо зело пьян, то мне не ведомо. Но отворяху врата. И вошли они в замок. И встали, которые как гости, а которые и как хо- зяева. А которые и не вошли - убоявшись многолюдства и многооружия гостей - как бы што не случилось - и стали у стен. Варяги же, войдя, ударили в ножи. И уже не делали разницы - Словен ли - Полянин ли - били всех без разбора. Князь же ладожский Ярополк утек подземным ходом с казной и телох- ранителем, и остались гости без поживы. И порешили варяги, не думая долго, штобы малое на многих не делить, и ударили хазарскую дружину в ножи. А спасло дружину хазар от истребления полного лишь ее многолюдство. Бо не всех успели побить - частью утекли. А другие - кто и в стены замка не вхо- дил, увидя чем обернулось, ушли без добычи, но поздорову, чем и спаслись. Варяги же, унеся с собой лишь сребро да мечи, деревень словенских не стали зорить. Лишь те из полян, что живы остались, угнали сколько смогли стада. Прочее же добро ладожское пропало, бо многих крестьян словенских в той битве побили и некому было пасти, сеять и жать. В скорости же деревни Ладожские от глада и вовсе в запустенье пришли. О ВОЙНАХ В ХАЗАРИИ А еще в тот год пришли в Хазарию дружины варягов Сигурда и Торбина, а с ними многие охочие люди из славян. И стали бить-зорить земли те. Хазары же заперлись в стенах. И было стояние великое. Варягам немощно было на приступ итти, хазарам же немощно было выйти в поле прогнать их. И так при- ходили варяги хазар грабить нераз, и в этот год и в другой. Но на стада и поля хазар с презреньем смотрели - дурная добыча. Жаждали же хазарского серебра. И добывали то серебро ничем не брезгуя и зело исхитряясь. Раз придя, грозить стали штурмом, но говорили - дай нам, Каган, пое- динщика - победит он - сами с миром уйдем. А вышед к ним поединщик, били его вдруг, со спины, но не насмерть. И тут же стали они, не смущаясь нима- ло, говорить - купи, мол, Каган, у нас своего поединщика, и будет он жив, а нет - так убьем. И послал им Каган серебра, желая выкупить жизнь воина своего. Варяги же хазара того убили. Вдругорядь, придя под Итиль, поединщика же они стали просить, но хаза- ры были учены. Своих людей не пускали за стены. И вышед тут варяг дружины Сигурда, Бьерн, прямо под стену. Говорил кагану - плати мне серебром - бу- ду я за тебя поединщиком. Дал ему каган за то пять гривн серебра, и пошел Бьерн хвастать перед своими - богато де заплатил мне каган. Они же крича- ли - Что так дешево продал себя! Каган богат, проси больше! - И вернулся Бьерн назад, говоря - Дай мне еще, не буду биться иначе. Дал каган ему и еще - до двадцати гривен - что весьма было немало. Лишь тогда пошел Бьерн биться. И побил его поединщик от варягов, но не стал убивать. А стали ему свои перевязывать раны. Гривны же меж собой по- делили. А еще был раз, когда пошли варяги на приступ. И уж думал каган, что не удержать ему город. Подозваху же он со стены конунга Торбина, и стал тому предлагать вступить за хазар. И пока шел еще бой торговались они о цене. А сошедшись в цене конунг тот увел своих всех из боя, и прошед тайным ходом в Итиль, стал оттуда биться с людьми Сигурда и славянами, что пришли вмес- те с ним в поход. И так Итиль отстояли. И стал с той поры Торбин Торсвит с дружиной сражаться за кагана хазар. БРАНД УБИЙЦА Был в Дании у Эстейна старший брат, именем Бранд Убийца. Узнав же, что хазары убили его брата, решил отомстить. И не было в Киеве князя в те по- ры, и дружина была безначальна. Придяху же в город Бранд поднял всех в по- ход самовластно, и с радостью пошли за ним дружина и охочие люди. Пришед же к ним в Киев от земли кривичей высокородный посол. Говорил он, де хаза- ры хотят на нас итти. И решили устроить у града кривичей хазарам засаду. А с ним вместе пошли и варяги. Вошли они в тот город. А был там кроме криви- чей еще и древлянский князь Редедя с дружиной. Хотели кривичи подманить хазар, а подманив всем враз ударить на них. Хазары же, почуяв неладное, побоялись итти на кривичей. Но дружина Бранда, и варяги желали уже добычи и крови. И решил Бранд скорей перебить дурных союзников китежских, чем оставлять их у себя за спиной. И во время молитвы богам, когда кривичи и древляне преклонили ко- лени, подал Бранд сигнал. И на них ударили ззади варяги и брандовы люди. И оставили в живых лишь троих из кривичей и древлян. Стал Бранд допрашивать их. И отсек руку древлянину, не желавшему прав- диво пред ним отвечать. И пытаху однорукого на дыбе, что хотел, то все вызнал, а после его зарезал. Другого из пленных бранд распял на вратах, в жертву Одину. В третьего же дружина, развлекаясь, стреляла из луков, не повредя тела, но отстреляху ему все мужеско естество, а после насмерть убили. И двинулись затем в поход на хазар. Видя жестокость Бранда и его свя- тотатства многие ушли от него. Но их Бранд отпустил, сказав, что лишь с самыми отчаянными идет на войну. К людям своим Бранд был безжалостен та- кож, а дерзких наказывал плетью. В дороге же повстречал Бранд княгиню Ольгу и дал ей охрану - дойти до Гнездова. При княгине же один из сопровождавших ее варягов вел себя дер- зко, за что был зарезан ею собственноручно. Бранд Убийца, узнав о том, лишь рассмеялся - "Молодец, княгиня" - не ценил он нисколько людей, ни чу- жих, ни своих, но ценил лишь хороший удар. И пришел Бранд под стены Тмутаракани. И начал штурм. Дружина его би- лась крепко. Но он лишь смотрел и смеялся, глядя как гибнут ради его мес- ти и хазары, и пришедшие с ним люди. В одно время с Брандом на Хазарию ударили варяги. И взяли они штурмом Саркел, узнав о чем Бранд нахмурился - без него взяли город. После же обьеденились обе рати, и пошли на Итиль, на приступ. И кровь лилась снова рекой. Торбин сражался за хазар. С Брандом же были варяги Си- гурда и поляне, и князь Ярополк ладожский. И тут помутился у Бранда рассу- док, и привиделся ему в гуще битвы брат его Эстейн. Взревяху кинулся Бранд в гущу боя, по подставленным щитам ворвался на стену Итиля, и прыгнул в гущу хазар. Варяги же, воодушевленные им, бросились следом, но попадали со щитов, и никто не поднялся следом на стену. Бранда же хазары порубиху ме- чами. Умер в том бою и Ярополк, ладожский князь. Ворвался он, сражаясь, на стену. Многими копьями хазар был пронзен на стене, и вниз сброшен, и кровь из ран отворенных так сильно лилась, что вытекла вся, пока падал он до земли. СВАВЕЛЬД Был у княгини Ольги Киевской некий слуга - пришлый с варяжских земель - Свавельд. Рода неизвестного, но весьма хитер. Жаловала его княгиня зем- лей наравне с полянскими крестьянами. Свавельд же, где неведомо, добыл меч и брони. И стал забирать помалу власть над соседями. Когда, в год 852 ха- зары Киев взяли на меч, войска не было у полян, и княгиня была недужна, а правила полянами боярыня Светлана. И объявил Свавельд - де пахотные угодья под Киевом - все - мой одель. И Светлана, убоявшись угрозы лишить Киев хлеба, сделала его боярном киевским (хотя жаловать боярство вольна была лишь княгиня). И так стал Свавельд всеми землями под Киевом володеть. А кормил киевлян лишь из милости. Когда же, в год 853 люди Торбина Торсвита приидошу с хазарами заодно, предали Киев огню, княгиня, боясь плена и поругания от них, бросились на меч. И остался в Киеве лишь Свавельд. Бо Киевских стен он не защищал, а берег лишь свой одель. Как - колдовством ли, хитростью, неразумением ли приходивших врагов, но земель его никто не зорил. Стада его были все те годы тучны, а закрома богаты зерном. И собрал тот Свавельд дружину из людей лихих, да приблудных, да всяких, до ратного дела охочих, как славянского, так и варяжского роду. И дружи- ной той стал ходить по Руси. И пришел в землю древлян. Деревлянский же князь был в походе. Прельстился он серебром хазарскми, да так и пропал в степях со всею дружиной. И тот Свавельд, войдя в Иско- ростень, объявил себя князем древлян. И некому было сказать ему против. Но прошед малый срок, явилась под стены Искоростеня дружина Яромира, Ярополкова сына, князя словен, а с ними варяги, да другие охочие люди. И сказали ему - отдай город, а нет - выходи биться на рать. И стал с ними тот Свавельд рядить да браниться со стен. И сошлись они на том, что не след лишнюю кровь проливать. Сойдуться в поединке князья, и чья возьмет, тот над всеми князем и будет. Сошлись в поединке Свавельд и Яромир. Свавельд же был лучшим бойцом, и сумел одолеть словенского князя. И увидели обе дружины, на чьей стороне Правда, и крикнула ладожская дружина Свавельда князем своим. И поднял он дружины свои в поход на Хазар. Подошли они скрытно к самой хазарской столице - Итилю, ворвались по подземному ходу в город, и многих нежданно побили. Началась тут великая сеча. В пылу же битвы, прыгали хазары вслед за бегущими врагами со стен своих, и многие от того насмерть убились. Те же, из славян и варягов, что остались в битве в живых, вытащили израненного Свавельда из Итиля, и спас- ли, увезя в Киев на варяжской ладье. Так окончился поход. Лишь счастливейшие вернулись домой. Без добычи, но отмстив только кровью хазарам за прежние все обиды. И стал Свавельд кня- зем двух городов, и всей земли, что под Киевом(а сам Киев в те поры был сожжен людьми Торбина в прах). ЛАДОЖСКАЯ ЛЕТОПИСЬ В лето 851 года из Царьграда в славянские земли пришла дружина варя- гов ярла Сигурда. Подошли они к Киеву, где сидел варяжин Гест. Недолго спорили они, и стали ломать ворота. Но не пошли славяне под руку Геста, и люди, которым он давал разные посулы, да записывал в свою дружину, сказа- лись, что не понимают его слов. И отказались выступить на защиту города. В злобе Гест порубил славянина Венцеслава, и приготовился к бою. Недолго би- лись они. Оступился Гест, и чтоб не быть убитому покорился ярлу Сигурду, и вступил в его дружину. И пошел Сигурд с дружиной в земли Хазар. Гест же хвалился, что знает в Гардарике все дороги и запросто доведет хоть в Итиль. Сигурд решил сам вести дружину, но, заплутав, завел ее под Гнездово. Гест же, найдя себе товарищей в дружине Сигурда, звавшихся Эйрик и Макса(по варяжски же Олаф), не пошел за Сигурдом, а остался дожидаться, пока Сигурд, поняв свою ошиб- ку, вернется. И попались им на дороге два киевлянина - Венцеслав, едва оправаивший- ся от нанесенных ран, и Святозар. И решили варяги-находники отобрать их серебро, и загубили их. Но вернулась тут дружина Сигурда. Ударили они по рукам, что серебро, захваченное остается у добывших его. И повел их Гест к Итилю. Стали они там воевать. Многих варяги перебили, но многие хазары в жи- вых остались. И ушел Гест из Хазарии в Гардарику. Но у Гнездова встрети- лись ему дружины древлян и кривичей. Были они злы и собирались жечь ведьму. На Геста же косились, и обступали его, целясь из луков. Но повел Гест речи хитрые: - "Загнан зверь в логово. Идем скорее к Итилю, да возьмем добычу богатую, повырублены воины хазарские!" И сначала сомнева- лись они, но потом направились за Гестом. В то время осада продолжалась, и славяне стали помогать в штурмах. Много подвигов свершилось тогда. Гест же от задуманного не отказался, и увел в Ладогу Эйрика и всех, кто захотел. Погибли в том бою многие воины, и ярл Сигурд со многими своими людьми. А кто живы остались, вернулись на Русь. В Ладоге Гест стал большим человеком, и вел хозяйство у князя Яропол- ка. Но потом ударился со своими земляками-варягами в кутежи, и хозяйство запустил. А еще выпросил он у князя деревню и женился на славянке. А вес- ной пришли хазары, мстя славянам за разорения. Гест вышел биться и занял место в воротах. Но князь велел отворять ворота и впускать всех. Но замыс- лили те измену и начали биться. Варяги стали бить хазар, а хазары - всех подряд. А Гест с еще одним варягом пошли в Гнездово, но напали на них во множестве хазары. Многих варяги порубили, но подошла к хазарам помощь, и там варягов убили, сильно изранив. Год 852. От славянки же у Геста был сын, и жил он в той деревне, что выпросил Гест у князя, и назвали его родители Ториром. Вернулись люди строить Ладогу. Частые гости тогда были в городе варяги. С теми варягами Торир на пирах и сошелся. По обычаю их северному, прихорошились они, и пошли искать себе славного предводителя. И привела их дорога в дружину датчанина Бранда Убийцы, правившего в Киеве. Начали они осаждать Итиль. Выставили хазары поединщика. Родом он был тоже варяжин. Начали они с Тори- ром рубиться на мечах, в руках держали щиты. Отрубил Торир руку своему противнику, и хотел отпустить его на родину. Но крепко было слово, данное тем варягом кагану хазар. Взял он оружие в другую руку, и, изрубленный в бою, пал бездыханным. Вышли из крепости хазары, пока выходил их новый пое- динщик - Торбин Торсуит, родом тоже варяжин, и убивать его не стали, но отпустили. Была с хазарами сеча зла, многих тогда недосчитались воинов. В том бою сильно повредил ногу Торир и долго хромал. И вернулся в хуторок, под Ладогу, залечивать раны. А на другой год мать Торира, Леля, мстя за сына, взяла лук и стрелы и пошла с дружиной Свавельда в Хазарию, где и по- гибла. А было это так: В лето 853 пришел Ярополк Ладожский со своей и наемной дружиной варя- гов. Подошел он к Искоростеню, который взял себе Свавельд, хозяин всех зе- мель Киевских. Стали они биться в поединке, и одолел Свавельд Ярополка. Дружина же Ярополкова, видя в Свавельде достойного вождя, присягнула ему. И сели они в корабли, ибо решил Свавельд взять себе богатств хазарских, и добыть славу. Не ожидали хазары нападения, потому, что ходили походом на Киев. Опустошили дружинники Свавельда земли хазар и стали осаждать город. Выставили хазары поединщика, но не дали ему сражаться, а сразу его из- ранили, и стали просить выкупа. Но не захотели выкупать его те, кто был в городе. К тому времени нашли славяне тайный ход в Итиль и ворвались туда. Была злая сеча, но не смогли перебить всех врагов люди Свавельда. А само- го Свавельда изранили. Отнесли его люди на корабль, и порешили уйти вос- вояси. Так и сделали. Но в дороге разбился корабль, и спаслись с него лишь ярл Свавельд и трое его людей. СОСТОЯНИЕ НА НАЧАЛО ИГРЫ: ХАЗАРЫ - Итиль-стоит. Остальные города сожжены. Вся округа разграблена. ПОЛЯНЕ - Киев сожжен. Три деревни, пашни, и все стада - целы, находятся в собственности князя Свавельда. СЛОВЕНЕ - Ладога-стоит. Князь Свавельд и 3 дружинника вернулись из Хаза- рии. Закрома пусты. Деревни вокруг города разорены. КРИВИЧИ - город сожжен, земли в запустении. ДРЕВЛЯНЕ - Искоростень-стоит, но в запустении. Дружина погибла в Хазарии. Засеяны поля. Город объявлен собственностью Свавельда. ВАРЯГИ - награбленное оружие, запасы зерна, скотина. Но нигде на Руси не обосновались. Полей не засеяно, своего города нет. Временное пристанище - купеческий город Гнездово.