А. Купченков Скандинавская одежда и аксесуары эпохи викингов по материалам исландских саг Изучение скандинавской одежды X-XI веков по письменным источникам позволяет получить представление о предметах одежды того времени и материалах, из которых они изготавливались, а также о таких элементах костюма, которые больше нигде (ни в изобразительных, ни в археологических источниках) не встречаются. К изучению скандинавской одежды были привлечены исландские саги, в которых описаны события, происходившие в X-XI веках. Прежде чем приступить к рассмотрению костюма, необходимо дать краткую информацию о самих источниках. "Сага о Гисли" (события, описанные в саге, происходили ок. 962 - 978 гг.), вероятно, была записана в XIII в. Висы в этой саге по стилистике совпадают с висами XII века; исследователи ставят их подлинность под сомнение. Вероятно, в ней использованны мотивы из других саг. "Сага о Гисли" сохранилась во многих рукописях и в двух различных редакциях. "Сага о Гренландцах" (события начала XI в.) записана приблизительно в конце XII в. У первой главы есть письменный источник - "Книга о занятии земли". Сага сохранилась только в рукописи XIV в., в "Книге с Плоского Острова", где она включена большими кусками в "Большую сагу об Олаве Трюггвассоне", основная часть саги - устная традиция. "Сага об Эйрике Рыжем" (события нач. XI в.) записана ок. середины XIII в. У саги есть письменные, отчасти не сохранившиеся источники. Первые две главы - из "Книги о занятии земли", остальные из устной традиции. Сага сохранилась в двух рукописях - в "Книге Хаука" (нач. XIV в.) и в "Книге Скаульхольта" (кон. XV в.). Вероятно, обе книги восходят к одному оригиналу, расхождения в основном стилистического плана. Во второй рукописи много описок и неряшливостей (опять же стилистических), но она ближе к оригиналу, поэтому перевод на русский сделан именно с нее. "О Торстейне Морозе" относится к числу прядей об исландцах. События относятся к 995-1000 гг. "Сага о Торстейне Битом" (события ок. 1000 г.) записана приблизительно в 1250-1275 гг. Сага сохранилась в бумажных списках и фрагменте пергамента XV в. "Сага о Храфикеле годи Фрейра" (события X в.) записана в 1200 г., или в конце XIII в. "Сага о Ньяле" (события конца X - начала XI вв.) записана в конце XIII в. Сохранилось около 60 рукописей, 13 из них относятся к 1300-1550 гг. В саге очень незначительные географические ошибки; это самая большая сага об исландцах, в ней упоминаются около 400 географических названий и свыше 700 действующих лиц. "Сага о Хёрде и островитянах" записана в XIV в., вследствие переработки саги XIII в., основанной на устной традиции. Действие саги относится к концу X в. (989 г. - гибель Хёрда). "Сага о Гуннлауге Змеином Языке" записана около 1280 г., сохранилась в двух пергаментах - XIV в. и XV в., и бумажных списках. Годы жизни Гуннлауга и действие саги приблизительно 984-1011 гг. Вышеперечисленные саги были записаны в XII-XIV вв. (большинство в XIII в.) на основе устных традиций. мода и костюм за это время (с X по XIV в.) менялась неоднократно, тем не менее в описаниях не выявляется образцов одежды, явно относящихся к XII-XIV вв., т.е. появляющихся при создании рукописей (или в более ранний период устной традиции XII-XIII вв.) Исландские саги содержат многочисленные, а порой и подробные описания костюмов и аксесуаров персонажей, а также материалов, из которых они изготовленны, что тоже немаловажно. Это позволяет рассматривать скандинавский костюм в комплексе, разделив одежду на группы предметов: платье, штаны, плащи, обувь, головные уборы и. т. д. "Рубаха" как термин для обозначения детали костюма встречается всего один раз, в "Саге о Гисли" на стр. 44: "На нем синий плащ поверх рубахи и холщовые штаны". Никакой информации относительно кроя и материала нет. Другое обозначение данного вида одежды, "платье", встречается в исландских сагах довольно часто: "На Гуннлауге было серое платье и белые чулки"; "Тогда конунг подарил ему свой новый пурпурный наряд - отделанное золотом платье и плащ с дорогим мехом, а также золотое запястье весом в одну марку"(1). В других случаях понимать рубаху можно под другим, более общим термином "одежда": "На тебе должен быть плащ с капюшоном, а под ним шерстяная одежда в коричневых полосах. Под этой одеждой должна быть скрыта твоя хорошая одежда"(2). Здесь, несомненно, описана верхняя мужская одежда типа рубахи. В других случаях (их большинство) можно лишь предполагать, во что одет персонаж, термин "одежда" здесь передает только наиболее общую информацию (о цвете или материале): "Впереди шел Скарпхедин. На нем была синяя одежда... За ним шел Кари. Он был в шелковой одежде... За ним шел Хельги. Он был в красной одежде... Все они были в крашеных одеждах"(3). Как видно из приведенных отрывков, рубахи шили из шелка и шерстяной ткани. Материал окрашивали в пурпурный, синий и красный цвета, которые были наиболее дорогими и престижными. Такую одежду могли себе позволить знатные и состоятельные люди. Более бедные носили одежду из неокрашенных тканей - в коричневых полосах или серую. Возможно, некрашенной была и дорожная одежда: "И Скамкель взял его коня и дорожную одежду"(4). Богатые, нарядные платья не только окрашивали в яркие престижные цвета, но и отделывали (вышивали) золотом: "Один из его людей сказал: Я заметил под рукавом у него золотую оторочку и красную ткань"(5). Описание женского платья в "Саге о Ньяле" дает информацию только о цвете: "На ней была голубая накидка из сукна, под накидкой - ярко-красное платье с серебряным поясом"(6). В другом описании Халльгерд также одета в красное платье: "На ней было красное платье, а на платье богатые украшения. Сверху на ней была пурпурная накидка, до низу отороченная кружевом"(7). Накидка здесь может представлять из себя подобие шали. Мода на шали появилась в XI в. (события "Саги о Ньяле" тоже относятся к XI в.), следом за ней появилась мода на новые украшения. Шаль закрывала нарядные скорлупообразные черепаховидные фибулы, которые были до того характерным для Скандинавии женским украшением в X веке, потому вместо них стали носить равноплечие, коробчатые, либо трехлепестковые фибулы (XI в.). Среди прочих деталей костюма в сагах достаточно часто упоминаются плащи. Плащи носили как мужчины, так и женщины. Информации о материалах, из которых изготовлены плащи, в вышеперечисленных сагах не содержится. Можно предположить, что для коричневых в полоску плащей брали некрашеную шерсть. Для богатых же и нарядных плащей, вероятно, использовали добротную шерстяную ткань, а для шитых золотом - возможно, и шелк. Плащи красили в различные цвета, часто упоминаются синий ("Траин очень любил красивые и богатые вещи и всегда разъезжал в синем плаще..."(8)), красный ("Скарпхедин увидел их потому, что Сигмунд был в красном плаще"(9)), пурпурный ("Конунг поблагодарил его за песнь и в награду за нее дал ему пурпурный плащ, подбитый лучшим мехом и отделанный спереди золотом"(10)), зеленый ("Тот, кто шел впереди, был высок ростом, но не очень могучего сложения, одет в травянисто-зеленый плащ"(11)). Встречается упоминание о полосатом синем плаще ("Перед домом стоял человек в полосатом синем плаще с капюшоном"(12)). Возможно, такой плащ был более дешев. К числу более дешевых плащей относились и некрашеные образцы. Серые плащи, тем не менее, были в моде, благодаря конунгу Норвегии, которого звали Харальд Серый Плащ. В сагах упоминаются плащи из некрашеной ткани - это серый плащ ("На Торкеле была русская меховая шапка и серый плащ, скрепленный у плеча золотой пряжкой"(13)), и коричневый полосатый плащ, наиболее скромный, ношение которого служило поводом для насмешек: "Сыновья Ньяля смеялись над ним, потому что он был в коричневом плаще с полосами, и спрашивали, сколько он еще собирается проносить его"(14)) В конструкцию плаща, возможно, мог входить капюшон ("На тебе должен быть плащ с капюшоном, а под ним шерстяная одежда в коричневых полосах"(2)), хотя такая деталь, скорее, характерна для одежды XII-XIII вв. Также в сагах упоминаются плащи, привезенные из-за моря ("Тогда Хрут сказал Освивру: Я хочу подарить тебе плащ, привезенный из-за моря"(11)), есть среди них и гренландские плащи ("Лейв подарил ей дорогой перстень, гренландский плащ и пояс с пластинками из моржовой кости"(15)), и плащи из Ирландии ("Я хочу подарить тебе три вещи: золотое запястье и плащ, которыми владел король ирландцев Мюркьярт..."(16)), а также английские плащи, какой получил Гуннлауг Змеиный Язык от конунга Адальрада (Этельреда короля Англии)(10). Носили плащи застегнутыми на плече фибулой, или завязывая ремешками ("...на ней был синий плащ, завязанный спереди ремешками и отороченный самоцветными камушками до самого подола"(17)). Плащ можно было снять через голову, не расстегивая фибулы, как это делает Траин перед началом боя: "Траин сбросил с себя плащ и снял шлем... Траин только собрался надеть шлем. Но Скарпхедии подоспел раньше, ударил его по голове секирой..."(18); если бы Траин расстегивал фибулу, это заняло бы больше времени, и снимать шлем, а далее снова надевать его, не пришлось бы. Штаны шили из различных тканей; по сагам это "холщовые штаны"(19), однако в "Саге о Ньяле" отмечен более богатый вариант - шелковые штаны ("И Скарпхедин взял в руки шелковое одеяние, и бросил Флоси синие штаны"(20). Сам Скарпхедин носит "полосатые синие штаны"(21). В "Саге о Ньяле" также встречается упоминание о штанах, закрывающих всю ногу и ступню: "Флоси был в штанах, закрывавших всю ногу и ступню, потому что собирался идти пешком"(22). Еще одной деталью скандинавского костюма были чулки. В "Саге о Гуннлауге Змеином Языке" главный герой носит чулки белого цвета(23), а в "Саге об Аудуне..." упоминается чулок из кожи ("Тут дал конунг Аудуну кожаный чулок, полный серебра"(24)). Обувь, согласно вышеперечисленным сагам, шили из бычьих шкур ("Они раскроили себе на башмаки бычью шкуру"(25)) и акульей кожи ("Но там в торфяном сарае лежит акулья кожа, пусть возьмет ее себе на башмаки"(26)). В "Саге о Ньяле" Скарпхедин носит "высокие черные сапоги"(27). В "Саге об Эйрике Рыжем" ворожея "...обута в мохнатые башмаки из телячьей кожи, и на них были длинные и крепкие ремешки с большими пряжками из желтой меди"(17). Скандинавская обувь по сагам представляла собой сапоги и башмаки ("Вот Торстейн встает, сует ноги в башмаки, накидывает толстый плащ..."(28)). Башмаки закрепляли на ноге при помощи ремней с пряжками, либо при помощи шнурков. Второй способ был менее практичен, поскольку шнурок мог развязаться в самый ответственный момент, так в "Саге о Торстейне Битом" у Бьярни во время боя развязался шнурок (29). Головные уборы мужчин представлены шапками и начельными повязками. Капюшоны обычно упоминаются вместе с плащами, поэтому сложно сказать, описывается ли в сагах отдельное ношение капюшона, или же они входили в конструкцию плащей: "...подходят к человеку в синем плаще, откидывают с его лица капюшон..."(30). Дважды в сагах встречаются шапки, привезенные с территории Руси (см. сноску 13). Так, в "Саге о Ньяле" Харальд Синезубый (король Дании) дарит Гуннару "...одежду со своего плеча, расшитые золотом рукавицы, повязку на лоб с золотой тесьмой и меховую шапку из Гардарики"(31). В этой же саге Ньяль носит войлочную шляпу ("Ньяль был в синем плаще, на голове у него была войлочная шляпа"(32)). Упомянутые выше золототканые ленты встречаются в сагах неоднократно, такую ленту носил Скарпхедин ("Голова у него была повязана шелковой лентой, украшенной золотом, а волосы зачесаны за уши"(33)), и Эйольв сын Бёльверка носит такую же ("Среди них был человек в пурпурном плаще, накинутом на плечи, с золотой повязкой на голове и с секирой, увитой серебряной нитью, в руке"(34)). Эти повязки служили для фиксации волос, поскольку свободные и знатные скандинавские мужчины носили длинные волосы. В женский костюм также могли входить шапки, в "Саге об Эйрике..." на ворожее "черная смушковая шапка, подбитая белым кошачьим мехом"(17). В холодное время мужчины и женщины носили рукавицы и перчатки. Встречались парадные, расшитые золотом рукавицы, как подаренные Гуннару королем Дании (31). В "Саге об Эйрике Рыжем" ворожея имела "перчатки из кошачьего меха, белые и мохнатые изнутри" (17). Пояса также входили и в мужской, и в женский костюм. Ворожея из "Саги об Эйрике..." носила "пояс... из трута"(17). В других сагах относительно материала самих поясов ничего не говорится, называется лишь материал поясного гарнитура (пряжки, бляшки и пр.): ("Лейв подарил ей... пояс с пластинками из моржовой кости"(15)). Чаще всего в сагах встречаются пояса с серебряным гарнитуром (куда более распространенные, согласно археологическим находкам, бронзовые гарнитуры, в сагах не упоминаются вовсе): "На Гуннаре была красная одежда и серебряный пояс"(6). Такие пояса могли позволить себе только достаточно состоятельные люди: "Мёрд подарил Скарпхедину золотую пряжку, Кари - серебряный пояс, а Гриму с Хельги тоже поднес богатые подарки" (35). Женщины тоже носили серебряные пояса, Халльгерт в "Саге о Ньяле" подпоясана серебряным поясом(6). На поясе носили кошель. В "Саге об Эйрике" у ворожеи "...на поясе висел большой кошель, в котором она хранила зелья, нужные для ворожбы"(17). Уже встречавшаяся золотая пряжка (подарок Мёрда Скарпхедину)(35), скорее всего, являлась золтой фибулой. Другой случай дарения "золотой пряжки" описан в "Саге о Ньяле": "Кари подарил Гудмунду золотую пряжку, а Торгейр - серебряный пояс. И пряжка и пояс были очень большими драгоценностями"(36). Шею женщины украшали стеклянные бусы: "На шее у нее были стеклянные бусы..."(17). Трудно сказать, носили ли шейные украшения мужчины, но в дар они их принимали: "Перед расставанием Торгейр подарил Халлю золотое запястье и пурпурный плащ, а Кари - серебряное ожерелье с тремя золотыми крестами"(37). Запястья (браслеты) носили и мужчины, и женщины. Часто это был дар королей: "Тут конунг снял с руки запястье, дал его Аудуну..."(38), "На праздник середины зимы ярл подарил ему золотое запястье"(16). Некоторые запястья, подаренные королями, были дорогими украшениями: "...дал ему золотое запястье весом в семь эйриров"(39), или "золотое запястье весом в одну марку"(39). Женщины также носили запястья, в "Саге о Ньяле" Торгерд носит "большое золотое запястье"(40). В "Саге об Эйрике..." есть упоминание ношения перстней: ворожее "Лейв подарил... дорогой перстень..."(15). Одно из описаний женского костюма представляет собой лишь общее сообщение: "На ней было красное платье, а на платье богатые украшения"(7). Наконец, стоит еще раз упомянуть медные пряжки на обуви ворожеи в "Саге об Эйрике"(17). Таким образом, мужской скандинавский костюм согласно сагам состял из: 1) Платья (рубахи), сшитого из шерсти или шелка; материал мог быть неокрашенным - серым или в коричневую полоску, или же окрашен в синий, красный и пурпурный цвета. Платья украшали золотом (вышивка и отделка каймы; 2) Плаща, богатого - крашеного, расшитого золотом, подбитого лучшим мехом, или бедного - коричневого в полоску, вызывающего насмешки. Плаши красились в синий (7 упоминаний), красный (2 упоминания), пурпурный (6 упоминаний), зеленый, синий в полоску. Плащи могли быть с капюшонами; носили плащи, привезенные из-за моря; 3) Штанов, сшитых из холстины или шелка. Они могли быть из синего или синего в полоску материала. Штаны для пешего путешествия шили с закрытой ступней. Наряду со штанами носили чулки; они могли быть из разных материалов, кожаные, и, возможно, матерчатые - белые по цвету; 4) Обуви, представленной башмаками и сапогами. На башмаки шла бычья шкура и акулья кожа. Использовалась кожа разных цветов, в том числе черная. Башмаки крепились на ноге шнурками; 5) Головного убора, представленного русскими меховыми шапками, войлочной шляпой и начельными золочеными повязками; 6) Пояса, имевшего серебряный поясной гарнитур; 7) Аксесуаров - золотых запястий на руках, золотых пряжек для скрепления плащей, и парадных расшитых золотом рукавиц, которых носили очень знатные и состоятельные люди. Женский костюм представлен: 1) Платьями, окрашенными в ярко-красный цвет; 2) Накидками, сшитыми из голубого сукна или пурпурными, до низа отороченными кружевами; 3) Плащами, которые женщины завязывали ремешками. Плащи красили (в синий цвет), украшали самоцветными камнями до подола; 4) Обувью, которая шилась из телячей кожи мехом наружу; для закрепления обуви использовались длинные ремни (как обмотки) с медными пряжками; 5) Поясами, делавшимися в том числе и из трута; поясной гаринтур изготавливался из моржовой кости или серебра. На поясах носили кошели, иногда достаточно больших размеров; 6) Головными уборами, представленными черной смушковой шапкой, подбитой кошачим мехом; 7) Аксесуарами: на шее носили бусы из стекла, на руках - золотые запястья, пальцы украшали "дорогие перстни". В холодную погоду носили меховые перчатки "из кошачего меха, белые и мохнатые изнутри. Использованные исландские саги довольно хорошо показали мужской и женский костюм Скандинавии X-XI веков. Эти материалы позволяют более подробно реконструировать этот костюм, поскольку, с одной стороны, дополняют археологические материалы. Это и цветовая палитра, и ранее не встречавшиеся образцы - штаны с закрытой ступней, кожаные чулки, шелковые синие штаны, украшенные золотом повязки, войлочные шляпы, понятие "дорожной одежды", шитые золотом рукавицы, и меховые перчатки - все это пока не найдено. А уже найденные образцы, как то красные рубахи, башмаки с завязками, золотые и серебряные украшения, и многое другое, хорошо прослеживается на материале исландских саг X-XI веков. 1. Исландские саги. Сага о Гуннлауге Змеином Языке, стр. 510, 515. 2. Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 194. 3. Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 304, 305. 4. Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 238. 5. Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 197. 6. Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 186. 7. Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 209. 8. Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 301. 9. Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 230. 10.Исландские саги. Сага о Гуннлауге Змеином Языке, стр. 512. 11.Исландские саги. Сага о Храфнкеле Годи Фрейра, стр. 147. 12.Исландские саги. Сага о Хёрде и островитянах, стр. 465. 13.Исландские саги. Сага о Гисли, стр. 65. 14.Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 301. 15.Исландские саги. Сага об Эйрике Рыжем, стр. 113. 16.Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 267. 17.Исландские саги. Сага об Эйрике Рыжем, стр. 110. 18.Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 306. 19.Исландские саги. Сага о Гисли, стр. 44. 20.Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 353. 21.Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 346. 22.Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 375. 23.Исландские саги. Сага о Гуннлауге Змеином Языке, стр. 510. 24.Исландские саги. Сага об Аудуне с Западных Фьердов, стр. 85. 25.Исландские саги. Сага о Хёрде и островитянах, стр. 478. 26.Исландские саги. Сага о Хёрде и островитянах, стр. 498. 27.Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 346. 28.Исландские саги. Сага о Торстейне Морозе, стр. 127. 29.Исландские саги. Сага о Торстейне Битом, стр. 135. 30.Исландские саги. Сага о Гисли, стр. 51. 31.Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 207. 32.Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 341. 33.Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 346. 34.Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 386. 35.Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 328. 36.Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 416. 37.Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 421. 38.Исландские саги. Сага об Аудуне с Западных Фьердов, стр. 85. 39.Исландские саги. Сага о Гуннлауге Змеином Языке, стр. 514. 40.Исландские саги. Сага о Ньяле, стр. 292.